Наш девиз: «Жить в гармонии друг с другом Медиации заслуга!»

 

 

 

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации

 

Федеральный уровень

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника

Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 194-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий в воспитательной деятельности ОО

Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430; изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2018 N 1837-р, вступили в силу с 1 сентября 2018 года).

 

Муниципальный уровень

Приказ « О создании Службы медиации в дошкольных образовательных учреждениях муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменскийрайон»

 

Документы службы медиации МАДОУ детский сад № 14 «Дельфинчик»

- Приказ от 20.12.2018г. №147 "О создании Службы медиации в МАДОУ детский сад №14 "Дельфинчик""

- Приказ от 17.01.2019г. №5 "Об утверждении локальных актов о Службе медиации в МАДОУ детский сад №14 "Дельфинчик"

- Приказ от 17.01.2019г. №6 "Об утверждении Плана работы Службы медиации в МАДОУ детский сад №14 "Дельфинчик"

- Паспорт Службы медиации

- Положение о работе Службы медиации (примирения)

- Порядок о Службе медиации (примирения)

- Регламент проведения примирительной процедуры Службы медиации (примирения) МАДОУ детский сад №14 "Дельфинчик"

- План работы Службы медиации (примирения) МАДОУ детский сад №14 "Дельфинчик"

- Примирительный договор

- Форма отчёта - самоанализа для описания работы со случаем

- Форма регистрационной карточки

- Журнал регистрации конфликтных ситуаций

 

 

Служба медиации в ДОУ

 

 

 

    Медиация стремительно ворвалась в сферу образования. Благодаря усилиям энтузиастов-педагогов распространилась и охватила детские учреждения. Метод получил признание на государственном уровне: вступил в силу специальный закон № 193-ФЗ РФ; разработана концепция развития медиативных служб (См. распоряжение № 1430-р).

     Государственная образовательная политика нацелена на внедрение медиации в школьную жизнь, преподавание детям и подросткам основ метода для развития социального навыка решать разногласия самостоятельно и конструктивно. В силу возраста дошкольники к этому не готовы. Поэтому в детском саду медиация используется по прямому назначению – как альтернативный способ разрешения конфликтов внутри педагогического коллектива или с родителями воспитанников.

    Медиативный подход

    Конфликты составляющая часть жизни. Изучает этот вид социального взаимодействия наука конфликтология. В ходе научных исследований был разработан и теоретически обоснован метод разрешения конфликтной ситуации при участии независимых и незаинтересованных посредников, получивший название – медиация.

    Переговоры – старейший способ разрешения разногласий в арсенале человечества. Прямое общение отличный шанс для сторон достичь компромисса, выработать добровольное решение. В жизни проведению переговоров мешают субъективные обстоятельства: старые обиды, страх перед встречей, нежелание взглянуть на ситуацию с точки зрения противной стороны и прочее.

    Не видя мирного выхода из конфликта люди прибегают к «силовым» методам. Обращаются в суд, жалуются на обидчика по инстанции, привлекают к разрешению конфликта третью сторону, обладающую властными полномочиями: судью, начальника и так далее.

    С момента включения в разрешение спора арбитров, оценивающих доводы, применяющих к ситуации нормы права, стороны лишаются инициативы. Спор разрешает рефери, решение «навязывается».

     Медиативный подход лишен этого недостатка. Итог успешной медиации – добровольно принятое обеими сторонами решение. Участники конфликта самостоятельно, своей волей находят выход из ситуации, без принуждения принимают обязательства, направленные на устранение разногласий.

 

     Помогают им подготовленные люди – медиаторы. Роль профессиональных посредников отличается от роли адвокатов, юристов, поверенных и других спецов, которых принято привлекать к участию в переговорах. 

     Специалист судит о ситуации со своей профессиональной точки зрения. Юрист оценивает сильные и слабые стороны правовой позиции клиента, задумывается как усилить аргументы в суде и ослабить противника. Инспектор по делам несовершеннолетних думает, как подготовить материал для комиссии, какие принять меры.

     Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия. Они только помогают сторонам прийти к решению:

  • организуют переговоры;
  • разъясняют цель процедуры;
  • следят за поведением сторон;
  • используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструктивное русло.

 

 

 

     Медиацию нельзя оценивать как процедуру установления объективной или субъективной истины. Медиативные переговоры не суд и не административное рассмотрение спора. Задача медиатора – создать конфликтующим сторонам условия для достижения согласия.

     Преимущества нового метода перед старыми способами разрешения конфликтов очевидны. Решение добровольно принятое, как показывает практика, будет добровольно и исполнено. Создание службы медиации в ДОУ позволит:

    Законодательная основа

    Медиативный подход так и остался бы узко практикуемой техникой конфликтологии и психологии, если бы государство не решило использовать его преимущества в общественных отношениях в качестве альтернативного несудебного способа разрешения споров. Законодательный базис для внедрения медиации в практику работы детских садов заложен законом № 193-ФЗ РФ. 

    Закон четко ограничивает сферы общественных отношений, в которых медиативный поход может использоваться в качестве правового инструмента (См. п. 2 ст. 1, 193-ФЗ РФ). К ним относятся:

  • гражданские правоотношения;
  • трудовые;
  • семейные.

    Медиацию нельзя применять для разрешения коллективных трудовых споров, а также в случаях, когда затрагиваются интересы людей, не принимающих участия в медиативных переговорах, или публичные интересы (См. п. 5 ст. 1, 193-ФЗ РФ).

    Стоит отметить, отношения в сфере образования не включены законодателем в перечень, что сужает случаи применения метода в дошкольном образовательном учреждении.

    Организация службы

    Создание службы медиации в ДОУ оформляют двумя документами:

  • приказом об организации службы;

  • положением о службе.

     Методическую помощь в работе по организации нового структурного подразделения предоставят региональные службы медиации, создаваемые по распоряжению Правительства № 1430-р.

    Программа подготовки медиаторов утверждена приказом Минобрнауки № 187 и постановлением Правительства № 969. 

    Заключение

     Применение медиации в дошкольных образовательных учреждениях непросто дань моде или ответ на сигналы "сверху". Грамотное использование метода окажет действенную помощь в разрешении конфликтов, поможет наладить конструктивный диалог с родителями воспитанников.